Семь офицеров на 2 рядовых
Культурно- исторические мелочи "старого доброго времени"
В 17 веке, во времена раздробленности страны на малые государства, вопросы этикета являлись самыми важными для князей. Образец для их дворов и двориков был один: Версаль. И вскоре появилась поговорка: "Кто не умеет говорить по-французски, тот не ко двору".
Естественно, каждый из этих князей должен был иметь "армию". Чаще всего требовался микроскоп, чтобы разглядеть эту армию, а её численности хватало лишь для того, чтобы изобразить "битву" на театральном представлении.
Подумайте только, герцог Эрнст Фридрих III Гильбургсхаузен, у которого "государство" имело десять квадратных миль и 25 000 жителей, в 1707 году велел составить список командного состава, в котором на первом месте были перечислены "действительные тайные советники", а на 86-м "слуги слуг". Князь держал " пеший гвардейский батальон" из 50 человек, который был поделён на 4 роты, со старшим лейтенантом, 4 капитанами, 8 лейтенантами, одним полковым фельдшером, 8 гобоистами, одним профосом, 6 барабанами и одним трубачом. Это была ещё огромная армия по сравнению с полком гусар графа Лимбург-Стриру, который состоял из полковника, шести офицеров и двух солдат.
Но и большие по размеру государства позволяли себе кое-какие курьёзы. Так Пфальц-Бавария держала на Рейне курпфальцский "морской флот", состоящий из нескольких маленьких сторожевых корабликов, которыми командовал "гросс-адмирал".
Гренадёры
Подчас казна была слишком бедна, чтобы по-настоящему экипировать армию, поэтому "отец земли" держал драгун, которые проводили кавалерийские учения без коней, изображая конское ржание.
Драгун
Другой правитель для своих 50 лейб-гренадеров - рост которых был увеличен благодаря каблукам - имел только две медвежьи шапки, которые надевали постовые у ворот. В некоторых маленьких государствах был обычай, что те же самые люди, которые по утрам маршировали в униформе, после обеда в ливрее обслуживали двор.
Это было "старое доброе время", которое из-за эгоизма и сословного чванства превратило Германию в ящик с пёстрыми красками.
Гюнтер Цойчель
Комментариев нет:
Отправить комментарий