Нашла у себя среди книг и прочитала "Христос остановился в Эболи" Карло Леви. Пожалуй, это вторая (после Чиполлино) итальянская книга, которую я читала. В основном читала немецкую, французскую, английскую и американскую литературу.
Зато неплохо знаю итальянское кино!
"Христос остановился в Эболи" - одна из самых известных книг итальянского писателя и художника Карло Леви (1902 – 1975). На русский язык книга была переведена Г. Рубцовой. Она была издана в СССР издательством иностранной литературы в 1955 году.
В основу романа легла реальная история ссылки фашистским режимом в 1935 году Карло Леви на юг Италии в провинцию Лукания (теперь Базиликата). Здесь сначала в горном городке Грассано, куда Муссолини ссылал своих противников, а после в городке Алиано, выведенном в романе как Гальяно, писатель провёл долгие 18 месяцев, занимаясь лечебной практикой, ибо был дипломированным врачом.Кроме того, он рисовал здесь пейзажи провинции и местных жителей. Впечатления о проведённом здесь, рядом с простыми крестьянами, времени и легли в основу книги, написанной в 1943-1944 гг. и опубликованной в 1945 году, после освобождения Италии от фашистского режима Муссолини.
Карло Леви
В книге даётся социально-психологический портрет нищих, неграмотных и невежественных крестьян, но одновременно с этим описывается их богатый духовный мир, высокие моральные качества, природный ум и поэтическое, почти языческое восприятие природы. Писатель с явным сочувствием рисует картину жизни беднейших слоёв юга Италии, собственно и само название адресует читателя как к библейским, так и к современным автору аллюзиям.
В книге (кроме Гальяно, места ссылки автора) описывается и Матера, столица этой области, где побывали сам автор и его сестра. Вот как описывает скальный город Матеру сестра Карло Леви:
"Очень узенькая улица, извивавшаяся, как змея, спускалась по крышам домов, если их можно так назвать. Это были пещеры, вырытые в затвердевшей глинистой поверхности оврага; у некоторых из них было что-то вроде фасада, некоторые, украшенные скромным орнаментом восемнадцатого века, были даже красивы. Эти поддельные фасады благодаря крутизне обрыва выходили из самой горы и немного выдавались вперёд; на этом узком пространстве между фасадами и склоном шли улицы, которые служили полом для живущих наверху и крышами для живущих внизу. Двери были открыты из-за жары. Проходя мимо, я видела внутренность пещер; воздух и свет проникают туда только через дверь. У некоторых нет и двери, в них входят сверху по трапам и лесенкам. В этих чёрных дырах с земляными стенами я видела постели, жалкие одеяла, разбросанные лохмотья. На полу лежали собаки, овцы, козы, поросята. Жилище каждой семьи состоит из такой пещеры, и там спят все вместе: мужчины, женщины, дети, животные."
И это 1935 год!
Вид на Матеру
Матера
Самое известное произведение Карло Леви было экранизировано в 1979 году режиссёром Франческо Рози, став заметным явлением в итальянской культуре тех лет. Сценарий к фильму написал Тонино Гуэрра. В главной роли снялся Джан Мария Волонте, который был очень популярен в СССР.
Постер к фильму "Христос остановился в Эболи"
Вот как охарактеризовала этот фильм искусствовед Паола Волкова: "Сегодня, когда я пишу это "Слово от составителя", московское телевидение показывает фильм Франческо Рози по сценарию Гуэрры "Христос остановился в Эболи". Сегодня, полвека спустя, смотришь это кино о скупой и нищей земле и ее людях, как живопись ренессанса. Каждый кадр - картина, шедевр, каждая реплика - в точку. Все экономно, жестко, вся страсть внутри. Документ или сон?"
Кадр из фильма
Город Матера, который упоминается в книге Карло Леви, расположен в области Базиликата (Италия) и является столицей одноименной провинции. В 1993 году Матера занесена ЮНЕСКО в список объектов Мирового культурного наследия.
Покинутое скальное жилище в Матере
Мировую известность Матере принесли древние дома-пещеры, вырубленные непосредственно в скалах. Эти скальные сооружение называют Сасси (Камни). По некоторым источникам самым старым из этих пещер около 7000 тысяч лет. В более новых пещерах имеются церкви, некоторые из них датируют VI в. В некоторых церквях сохранились фрески XI-XII веков.
До 1960-х годов прошлого века в этих пещерах жили люди.
Неоднократно Матера использовалась в качестве декораций в кинофильмах. Наиболее известные из них: «Евангелие от Матфея» Пьера Паоло Пазолини, «Царь Давид» Брюса Бирсфорда с Ричардом Гиром, а также «Страсти Христовы» Мела Гибсона.
Церковь Св. Петра Кавеозо
В настоящее время Матера состоит из двух частей: современный верхний город и исторический нижний, называемый Сасси. Со смотровой площадки открывается прекрасный вид на нижний скальный город. Нижний город - это другой мир в прямом и переносном смысле. Здесь можно увидеть скальные жилища, тропинки-улицы, пещерные церкви с вырубленными алтарями и лабиринты монастырских келий.
Карло Леви. Пейзаж в Алиано
Пейзаж в Алиано. Фото
Апулия и Базиликата до середины XI века были провинциями Византии, вспыхнувшие в VIII веке репрессии иконоборцев заставили огромное число иконопочитателей и монахов бежать, скрываться, унося иконы, книги, святые мощи. Матера спасла жизнь и людям и их святыням.
Кроме исторической части города «Sassi» около Матеры, имеется парк-заповедник, в котором сохранилось много других различных сооружений в скалах.
Автор был сослан в Луканию на три года, но через полтора года был освобождён по амнистии в честь победы над Абиссинией.
Книга понравилась, заставила думать, читать об Италии тех времён.
О Матере использовалось также: [url]http://forum.awd.ru/viewtopic.php?t=33712[/url]
Комментариев нет:
Отправить комментарий